Качество
управления спортивной тренировкой может быть определено критерием:
эффективность. Под
эффективностью тренировочного процесса принимается реализация потенциальных
возможностей спортсмена для достижения запланированных результатов, а также
возможность воспроизвести предлагаемые методы для достижения высокого уровня результатов у других спортсменов
независимо от видов спорта и специализации на различных дистанциях. К
сожалению, использование спортивно- педагогических методов тренировки не в
полной мере отвечает указанным требованиям.
Названные критерии
представляется возможным улучшить путем использования системного подхода в управлении тренировкой. Для осуществления
системного подхода необходимо выполнить следующие требования:
2) Определить
основные тренировочные воздействия и их соотношение с квалификацией и
специализацией спортсменов на дистанциях различной длины. К ним в первую
очередь относятся физические упражнения, а также упражнения и средства,
направленные на совершенствование технической, психологической и тактической
подготовленности. Сюда следует отнести физиологические, фармакологические,
бальнеологические и другие виды воздействия на спортсмена.
3) Определить
неуправляемые переменные, к которым относятся наследственные факторы,
технические показатели и частично управляемые социальные факторы.
4) Определить
величину возможных ошибок при оценке показателей подготовленности и
тренировочных воздействий.
5) Определить
выходные переменные системы управления, к которым в первую очередь следует
отнести результаты на дистанциях специализации.
6) Установить
соотношение между выходными переменными и показателями, определяющими состояние
спортсмена. Обычно данное соотношение выражается в виде уравнения выхода.
7) Установить соотношение между
выходными переменными, показателями подготовленности и тренировочными
воздействиями, т. е. определить суперкомпенсацию или тренировочный эффект. В
системах управления данное соотношение выражается в виде уравнения состояния.
Установление данного соотношения
чрезвычайно трудная задача. Изучение тренировочного эффекта и соответственно
долговременной адаптации затруднено наличием значительного числа переменных,
влияющих на изменение достижений и показателей подготовленности.