В системе управления в соответствии с показателями подготовленности выделяются тренировочные упражнения и другие виды воздействия:
u1(t) – тренировочные упражнения, направленные на
совершенствование выносливости. Основные методы состоят в выполнении в
естественных условиях и на тренажерах интервальных, повторных, дистанционных
упражнений и их комбинаций. При этом учитывается длина тренировочного отрезка,
время отдыха между рабочими отрезками и интенсивность.
u2(t) – тренировочные упражнения, направленные на
совершенствование силовой подготовленности выполняются на тренажерах и в
естественных условиях на дистанциях за счет изменения соотношения темпа и
«шага».
Применятся различные приспособления для
увеличения силовой компоненты в движениях (тормоза, отягощения, лопатки и т.
п.). Регистрируется в естественных условиях длина дистанции, интенсивность,
отдых между рабочими отрезками, темп и шаг, на тренажерах задается время
рабочих отрезков, относительная нагрузка к максимальной изометрической силе,
темп, количество повторений, отдых между рабочими тренировочными отрезками. При
этом учитывается физиологическая характеристика упражнений.
u3(t) – тренировочные упражнения, направленные на
совершенствование гибкости учитывают специфику вида спорта, направленность на
растягивание в определенных суставных группах с учетом амплитуды и характера
движений, при этом упражнения разделяются условно на две группы: динамические и
статические без акцента на скорость с дополнительным сопротивлением и без него.
u4(t) – упражнения, направленные
преимущественно на совершенствование техники движений, выполняются для
улучшения отдельных элементов или координации в целом. В зависимости от
поставленной задачи определяются скорость и темп. Наиболее эффективны
упражнения, объединенные в комплексы, когда каждое последующее упражнение по
биомеханическим показателем определяется предыдущим упражнением.
u5(t) – совершенствование тактической подготовленности
проводится с применением упражнений, направленных на
изучение соотношений интенсивности (скорости), темпа, шага и экономичности.
Изучается прохождение дистанции, и ее отрезков с заданной скоростью.
Моделируется прохождение дистанции, и
выполняются упражнения по различному сценарию. Изучается тактика на
соревнованиях по видеозаписи и протоколам вероятных противников. Сопоставляются
возможности спортсменов и команд в предварительных стартах и полуфиналах.
Планируется необходимое количество стартов и их уровень для накопления
тактического опыта, апробирования тактических вариантов прохождения дистанций и
формирования тактического мышления.
u6(t) – психологическая подготовка, в первую очередь,
строится на контакте спортсмена с тренером и командой. Слово тренера является
существенным фактором в формировании психики спортсмена. Влияние слова
спортивного педагога усиливается при успешном выполнении тренировочных заданий
с дополнительной мотивацией на преодоление утомления, мобилизацией на
проявление максимальных усилий для достижения победы в соревнованиях.
Большую группу воздействий можно определить как
направленная психотерапия. Сюда относятся аутогенная тренировка, методы
релаксации, психомоторная тренировка, коллективная терапия и др.